Задать вопрос

Горные лыжи. Обзор современных технологий

Горные лыжи9

Чем больше я интересуюсь технологиями горных лыж, тем больше убеждаюсь, что лыжестроение уже давно стало полигоном для применения самых прогрессивных технологий.
Чего только не «пристраивали» к горным лыжам! Как только не изменялись горные лыжи.
В 1950-ом году, Говард Хэд пристроил к лыжам технологию алюминиевых сплавов, взятых из авиастроения. И получил конструкцию лыж, до сих пор не превзойденную по характеристикам..

И понеслось!
Чего только не было.
И «термоски» у Близзарда, изменяющие свою жесткость в зависимости от температуры снега, построенные на биметалле.
И различные варианты плетения волокон торсионной коробки, с которыми в своё время, вволю наигралась К2
И всяческие накладные «улучшайзеры», начавшие свою историю с Саломоновских пролинков.
И «сопла Вентури»
И «аэродинамические» покрытия топшита у Атомика.
И электронные чипы у Хэда
И….
Ну да Вы сами всё это знаете. )))

Однако судьба у этих технологий сложилась по-разному. И если Хэдовский алюминиевый сэндвич живет и здравствует, то другим изобретениям повезло меньше.

Но начнем с сэндвича.
Первоначальные дюралевые пластины претерпевали различные изменения.
Для начала, австрийская компанией «Austria Metall AG» запатентовала свой титанал. Затем в лыжестроение пришли сплавы алюминия с магнием
Затем с литием.

Формы пластин тоже претерпевали различные изменения.
Менялась толщина. Появлялись разнотолщинные в поперечнике пластины (Элан.Alublade). Стали применяться фигурно-вырезанные пластины (3D-Matrix у Близзард, Backbone у Атомик. Air Tec у Фишер). Вот из новинок, Штокли отметились в этом направлении.  http://forum.ski.ru/index.php?showtopic=130929
В металлическом сэндвиче появились и боковины из металла (Rectangular у Россиньола). Впрочем, подобную конструкцию использовала и фирма Кнайссл, еще в прошлом веке.

Для целенаправленной коррекции жесткости различных участков лыжи, в титанале стали делать всевозможные разрезы ( Torsio Tech у Штокли, Prop Tech у Россиньол)

ski1

Стали появляться изогнутые в поперечнике пластины (Dual Shaped у Элан, Titanal Elliptic у Скотт,  Aeroshape у Фишер).ski2

Кроме металлических пластин, для усиления сэндвича начали использовать карбон, различного плетения (C-Line у Фишера, карбоновую сетку (Tank Mesh  у Атомика) и «суперматериал» 21-го века, графен! (Хэд)ski3

Деревянные сердечники тоже менялись. Стали использоваться суперлегкие сорта дерева и всякая экзотика, типа персикового дерева ! (Фелькл).
Ламинат сердечника делали не только вертикальным и горизонтальным, но и наклонным (фелькл)

Для облегчения сердечников их тоже стали снабжать воздушными каналами. Особых успехов достиг в этой области Фишер, начиная с Aircore прошлого века и заканчивая современными Air Tec.ski4

Ну и из свеженького, это сочетание деревянного сердечника и полимерной сотовой структуры короид (хэд).ski5А вот всевозможные внешние «пристройки» на лыжах, как-то не приживаются.
Например, широко применявшаяся в лыжах Атомик система даблдек, осталась только в лыжах для гиганта.
Несколько сходная система Fullsuspension у Близзард, в новом сезоне сжалась до двух моделей и при этом стала поразительно напоминать атомиковский даблдек.ski6Умерли, не дав потомства, и накладные сменные рычаги системы Mutix у Россиньола.
И это не потому, что подобные конструкции не работают. Нет! Они вполне эффективны. Просто, я думаю, подобные инновации существенно удорожают производство.

По поводу систем виброгашения.

Они тоже прошли длительную и сложную эволюцию от простых накладок на топшите в местах максимальной концентрации вибраций (VAS у Россиньола), до сложных электронных схем (Smart у К2 и Intelligence  у Хэд)

На этом пути было много интересных конструкций. Так система виброгахения Frequency Tuning у Фишера , представляла собой рельеф на топшите, который повторял амплитудную картину стоящей волны вибраций и мог быть, как снаружи лыжи(FT Frame), так и внутри конструкции (Inside).ski7Фирма Маркер до сих пор с успехом использует технологию гидравлических демпферов Piston Control.
Были и совсем уж экзотические конструкции.   http://skigu.ru/papers/ski-gear/nasa-floskis/

ski8Несколько слов о геометрии.

Идея асимметричной лыжи до сих пор тревожит умы конструкторов.
Ещё в 1984г фирма Olin выпустила свои первые асимметрики Ardent. С появлением карвинговой геометрии, идея асимметричных лыж стала еще более популярной. Отметились в теме и Атомик (beta race 9.28), и Фишер( Radarc)

Лыжи с асимметричной жесткостью делали и Близзард и Штокли.
Ну и конечно, это последняя разработка Элан в этой области, лыжи серии Amphibio.

Однако внимательное изучение темы говорит о том, что асимметрики как-то не приживаются в разделе чисто спортивных лыж. И амфибия не стала исключением…

Очень много вопросов вызывает и мультирадиусный боковой вырез.
Количество различных радиусов по сайдкату уже доходит до пяти! (Лайн).
Появились вырезы и с прямым (вообще без радиуса) участком в середине лыжи (Скотт).
Из особенностей последнего времени, хочется отметить, что многорадиусные профили стали применяться и в спортивных лыжах (в том числе и ФИС).

Еще одна новинка будущего сезона.
Любительские спортивные лыжи перестают делить на гигантские (рейс-карверы) и на слаломные (слалом-карверы). Теперь это одна модель. Просто до определенной длины (обычно до 170см) лыжи сохраняют геометрию слаломок, а затем начинают повторять геометрию гигантов.

Впервые такую новинку показал в прошлом сезоне Саломон в серии X-Race. В новом сезоне по этому пути пошел и Фишер (серия Curv), и Близзард (Quattro)
Ну и правильно! Не надо пугать покупателя загадочными словами про слалом и про гигант! )))
Всё равно  эти категории в любительских лыжах не соответствовали реальным спортивным лыжам!

Конечно, в рамках небольшой статьи, я не смог перечислить все технологические приемы, используемые при разработках горных лыж.
Да Вы и сами можете легко расширить этот список.
Я просто хотел показать, что несмотря на кажущуюся простоту, горные лыжи являются весьма технологическиёмким продуктом.
Вопреки широкоизвестному утверждению, что «горные лыжи – это две доски и комплекс мероприятий!»  )))

Автор: Александр Захаров
http://www.ski.ru/az/blogs/post/gornye-lyzhi-obzor-sovremennykh-tekhnologii/

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

x
Записаться на занятие